Геномный уровень и биологическая изменчивость. Геномные мутации

Геномные мутации представлены двумя группами изменений в генетическом аппарате эукариот. Во-первых, это изменение числа геномов на клетку в сравнении с диплоидным или удвоенным как в сторону уменьшения до одинарного — гаплоидия, так и в сторону увеличения до трехкратного, четырехкратного и далее — полиплоидия. Примеры обоих вариантов геномных мутаций такого рода, а также их влияние на жизнеспособность особей-мутантов — см. п. 4.3.3. Эти примеры относятся к миру животных. В мире растений негативные последствия мутаций, связанных с изменением количества геномов, не столь очевидны. Напротив, селекционеры нередко индуцируют такие мутации, получая путем отбора среди мутантов новые сорта. Так, если сравнить количество генетического материала (ДНК) в клетках культивируемых сортов злаковых, например пшеницы, легко убедиться в различиях, которые в абсолютном выражении кратны величине, соответствующей одинарному (гаплоидному) набору хромосом, т. е. геному.

Геномные мутации, состоящие в изменении числа геномов, приводят к изменению дозы всех структурных генов и нуклеотидных последовательностей с другими (регуляторными, сервисными, конценсусными) функциями. Из приведенных примеров следует, что для индивидуального развития и жизнедеятельности неблагоприятны в одинаковой мере как уменьшение (гаплоидия), так и увеличение (полиплоидия) дозы генов в сравнении с удвоенной (диплоидия).

Во-вторых, к геномным мутациям относят изменения числа отдельных хромосом — анэуплоидия. Среди мутаций такого рода выделяют 2 варианта. С одной стороны, это уменьшение числа гомологичных хромосом конкретной пары в диплоидном наборе с двух до одной — мо-носомия, с другой — увеличение числа до трех и более — трисомия, полисомия. Геномные мутации, заключающиеся в изменении числа отдельных хромосом, приводят к нарушению генного баланса по той или иной группе сцепления (см. п. 4.3.2.1). Достоверно установлено, что полные моносомии по аутосомам нежизнеспособны. Во всяком случае среди родившихся людей организмы-моносомики по аутосомам не обнаружены. Напротив, жизнеспособные особи-моносомики по половым хромосомам известны. Так, у людей с синдромом Шерешевского-Тернера (рис. 4.20) утрачена одна из половых хромосом — кариотип 45ХО. Именно по хромосомам Х и Y возможна полисомия. В частности, среди людей обнаружены три-, тетра-, пентасомики по хромосоме Х

Рис. 4.20. Синдром моносомии Х (ХО-синдром, синдром Шерешевского-Тернера): а — внешний вид больной; б — кариотип женщины с синдромом ХО: I — выраженная трапециевидная шейная складка, широкая грудная клетка, широко расставленные и слабо развитые соски молочных желез; II — характерные лимфатические отеки на ногах

Рис. 4.21. Кариотип женщины с синдромом трисомии Х

кариотипы 47ХХХ (рис. 4.21), 48ХХХХ, 49ХХХХХ. Обнаружены субъекты с увеличенным числом хромосом Y (кариотипы 47ХYY, 48ХYYY) — синдром Клайнфельтера. Названный синдром воспроизводится и при ка-риотипе XXY (рис. 4.22). Встречаются кариотипы 48ХХХY и 48ХХYY, а также мозаики, в организме которых часть клеток имеет моносомию по хромосоме Х, тогда как часть клеток отличается обычным мужским кариотипом — 45Х0/46ХY). Лица с кариотипами, приведенными выше и имеющими отклонения от нормального, характеризуются более или менее выраженным нарушением здоровья, в частности полового.

Известны организмы-трисомики по аутосомам. Лица с синдромом Дауна, например, характеризуются трисомией по хромосоме 21. «Лишняя» хромосома 21 у таких пациентов может существовать самостоятельно (рис. 4.23) или же быть транслоцированной на другую хромосому

Рис. 4.22. Синдром Клайнфельтера: а — внешний вид больного (характерен высокий рост, непропорционально длинные конечности); б — кариотип больного (XXY)

Рис. 4.23. Синдром трисомии 21 (синдром Дауна): а — внешний вид больного; б — кариотип больного

(рис. 4.24). Молекулярно-цитогенетические и клинико-генетические исследования последних десятилетий показали, что хромосома 21 имеет «критический» участок (q22.3). Увеличение дозы сайтов этого участка до трех, собственно, и дает развитие синдрома Дауна (частичная трисо-мия по хромосоме 21). Предположительно ключевую роль в развитии типичной для названного синдрома умственной отсталости играет увеличение дозы гена фермента супероксиддисмутазы, располагающегося в критическом участке q22.3. Напомним, что этот фермент — важный участник внутриклеточных антиоксидантных механизмов, обеспечивающих снижение негативных последствий образования АФК (свободные радикалы), см. п. 2.4.8. Установлено, что у человека, наряду с трисоми-ей 21, совместимы с жизнью трисомии по хромосомам 8 (рис. 4.25), 13 (синдром Патау — рис. 4.26) и 18 (синдром Эдвардса — рис. 4.27), тогда как полные трисомии по хромосомам 1, 5, 6, 11 и 19 приводят к гибели эмбриона на ранних стадиях развития. Трисомия по хромосоме 16 обнаруживается только в материале абортусов.

Цитологические механизмы геномных мутаций связаны с нарушением гаметогенеза (мейоза): с нерасхождением или утратой геномов (полиплоидия, гаплоидия), а также отдельных хромосом (анэуплоидия). Нерасхождение в мейозе геномов приводит к образованию диплоидных гамет. При оплодотворении таких гамет гаплоидной гаметой возникают триплоидные особи. Рождение тетраплоидных организмов имеет в своей основе более сложные нарушения мейоза или же события на стадии первых дроблений зиготы.

Из практики селекционной работы известны примеры образования жизнеспособных и дающих потомство гетерополиплоидных растений. В частности, речь идет о межвидовом гибриде капусты и редьки (Г.Д. Кар-печенко). В гаплоидном геноме гамет этого гибрида объединены геномы (хромосомы) родителей — капусты и редьки. Названный гибрид не нашел применения в сельском хозяйстве, поскольку в противоречии с ожидаемым — надземная часть капусты и подземная редьки, и перспектива получать с одной площади земли одновременно урожай двух разных овощей — он имел надземную часть редьки и подземную капусты.

К первичной гаплоидности может привести развитие особи из яйцеклетки без оплодотворения (партеногенез).

К анэуплоидиям ведет нерасхождение хромосом в анафазе первого деления мейоза. При этом одна из будущих гаплоидных половых клеток несет «лишнюю» хромосому, тогда как вторая лишена этой хромосомы.

Рис. 4.24. Кариотип при транслокационном синдроме Дауна. Одна хромосома 21 присоединена к хромосоме 15 — указано стрелкой

Рис. 4.25. Синдром трисомии 8: а — внешний вид больного; б — контрактуры в межфаланговых суставах кистей

Рис. 4.26. Синдром трисомии 13 (синдром Патау): а — внешний вид больного; б — кариотип больного трисомией в группе D

Рис. 4.27. Синдром трисомии 18 (синдром Эдвардса): а — внешний вид больного; б — кариотип больного трисомией в группе Е

Рис. 4.28. Нарушение расхождения отдельных бивалентов (1, 2, 3) как причина анэуплоидий: а — метафаза I мейоза; б — образование аномальных гамет вследствие нарушения расхождения 3-го бивалента в анафазе I мейоза; в — оплодотворение аномальной гаметы нормальной гаметой особи другого пола; г — образование зигот с анэуплоидными кариотипами (моносомия и три-сомия по хромосоме 3, соответственно сверху и снизу)

Участие таких гамет в оплодотворении приводит соответственно к три-сомиям и моносомиям (рис. 4.28).

Оцените статью
yamedik
Добавить комментарий