МЕТОДОЛОГИЯ ГИГИЕНЫМЕТОДОЛОГИЯ ГИГИЕНЫ

Методология в буквальном смысле — учение о методах. Каждая наука, если она в полной мере отвечает этому требованию, имеет свою, так называемую предметную методологию. Но все научные дисциплины покоятся на фундаменте общефилософской методологии.

Под общефилософской методологией понимают учение о методах и приемах познания природы, общества и мышления. Ее еще называют материалистической диалектикой.

Основанная на идее всеобщего развития материалистическая диалектика опирается на свои специфические методы и методики познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое моделирование, системно-структурный подход и др.). Применяя эти методы и методики в целях познания сути природы, общества и самого мышления, человечество открыло и сформулировало общефилософские законы и категории, которые носят всеобщий и универсальный характер. Их всеобщность и универсальность состоят в том, что они применимы к любой отрасли научных знаний, к каждой научной дисциплине, в том числе гигиене.

Существует 3 основных закона материалистической диалектики:

•  закон перехода количественных изменений в качественные;

•  закон единства и борьбы противоположностей;

•  закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные в гигиене четко проявляется, например, при вдыхании атмосферного воздуха, загрязненного малыми концентрациями бенз(а)пирена. Длительное воздействие его, близкое к порогу вредного действия, может привести к развитию рака легких.

Такая закономерность характерна для многих факторов окружающей среды. При этом среда (внешняя или производственная), социально-экономические условия, культура, традиции могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на здоровье человека лишь при достижении определенного количественного

уровня — порога вредного действия. Ниже этого порога находятся недействующие дозы, и эта закономерность легла в основу гигиенического нормирования предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воздухе, предельно допустимых уровней (ПДУ) загрязнения поверхности кожи в условиях производства, максимально допустимых уровней (МДУ) вредных веществ в пищевых продуктах и т.д. Если реальные концентрации превышают установленные гигиенические нормативы (ПДК, ПДУ, МДУ), в организме человека начинают формироваться патологические изменения. Здесь не рассматриваются все подробности и технология установления названных выше гигиенических нормативов, так как это прерогатива специальных руководств по методологическим подходам к нормированию различных факторов окружающей и производственной среды.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в отношении тех факторов, которые при малых величинах (дозах) оказывают положительное влияние на здоровье человека, а при более высоких величинах (концентрациях) проявляется их вредное воздействие. Классический пример с действием фтора: в малых концентрациях он абсолютно необходим для профилактики кариеса зубов. Но при повышенной концентрации фтора в окружающей среде он вызывает развитие флюороза — заболевания, характеризующегося остеосклерозом, гипоплазией эмали зубов.

Аналогичные примеры можно привести в отношении ртути, мышьяка, стрихнина, ультрафиолетового излучения и т.д.

Закон отрицания отрицания позволяет объяснить многие закономерности и явления в гигиене как науке с точки зрения внутренней логики их развития. Так, например, гигиеническая регламентация производственных ядов началась с установления ПДК для сернистого газа в воздухе рабочей зоны (0,06 мг/л) с 1922 г. По мере получения новых научных данных о действии на организм человека ПДК многих веществ пересматривались в основном в сторону уменьшения, т.е. ужесточения мер профилактики. Таким образом, новое гигиеническое регламентирование отрицало старое. Каждая последующая ПДК, полученная при помощи более чувствительных методик, диалектически отрицала предшествующую.

Кроме рассмотренных законов материалистическая диалектика оперирует философскими категориями, которые также имеют универсальное применение: причина и следствие; необходимость и слу-

чайность; сущность и явление; содержание и форма; единичное, особенное, всеобщее; часть и целое; возможность и действительность.

Все перечисленные категории, а также в общем рассмотренные законы материалистической диалектики используются и применяются всеми врачами (лечебниками и профилактиками) независимо от того, знают они их осознанно или данные критерии воспринимаются интуитивно. Но всегда желательно, чтобы во всех мыслях и действиях царил порядок и этот арсенал философской методологии применялся правильно, ко времени и месту. Только так врачу любой специальности можно оценить адекватность и последовательность идей и поступков, истинность заключений и выводов.

Помимо материалистической диалектики, т.е. универсальной методологии, существует и предметная методология (Гончарук Е.И. и др., 1999) любой науки, в том числе гигиены. В русле этого положения следует рассмотреть так называемые специфические законы гигиены, приводимые в учебниках, руководствах, пособиях и т.д. Вот некоторые из них.

1. Закон о трех движущих силах неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения

Он созвучен известному закону эпидемиологии о трех факторах (элементах) эпидемиологического процесса: источник инфекции — путь (фактор) передачи — восприимчивый организм.

По приведенной аналогии для реализации данного закона гигиены также необходима обязательная триада: источник вредности — механизм (фактор) воздействия — объект воздействия (восприимчивый организм).

Разумеется, источник вредности может быть самым разнообразным: естественного или искусственного (антропогенного) происхождения; иметь различную природу: химическую, физическую, биологическую, социальную; быть постоянным или дискретным и т.д.

Характеризуется многообразием и фактор передачи: естественная или искусственная воздушная среда; вода; пища; почва; окружающие предметы; люди.

Для врача должно быть понятно, что неблагоприятные последствия: болезнь, снижение резистентности, нарушения иммунного статуса и пр. — неизбежно возникают при наличии всех трех составляющих процесса повреждения.

Исключение из него одной из движущих сил ослабляет, снижает глубину нарушений здоровья людей. В каждом конкретном случае

задача гигиенической науки и практики состоит в том, чтобы научно обосновать необходимый комплекс профилактических мероприятий, нацеленных на изоляцию (устранение) или хотя бы ослабление роли одной, двух или всех трех движущих сил процесса нарушения здоровья населения, группы людей и отдельного человека. Адекватность и нацеленность профилактических мероприятий в каждом конкретном случае будет зависеть от многих условий: полноты изученности процесса; экономических, политических и социальных условий и обстоятельств; готовности общества воспринимать рекомендации; состояния законодательства и т.д.

2. Закон неизбежного отрицательного влияния деятельности людей на окружающую среду

Отрицать такое влияние было бы бесполезно, поскольку, как уже неоднократно говорилось, человек вне среды существовать не может. Другое дело, что утверждение о безусловном вредном («отрицательном») влиянии жизнедеятельности человека на окружающую среду, с нашей точки зрения, является преувеличением.

Более правильно, рассматривая этот закон, следовало бы упомянуть о взаимовлиянии как облигатных субъектов системы «человек — окружающая среда». Здесь важно то, что и один «потребитель» (человек), и другой «потребитель» (природа, окружающая среда) не всегда могут «договориться», т.е. сосуществовать в состоянии гомеостаза Вселенной. Причем, к сожалению, человек чаще всего является нарушителем того самого «гомеостаза», т.е. равновесия. Чем быстрее человечество поймет это, тем будет лучше для настоящих и будущих поколений. Но закон этот имеет право на существование, так как предостерегает человечество о возможных непоправимых последствиях для его будущего.

3. Закон неизбежного отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей природных экологических катастроф

Отрицать пагубное действие любой масштабной природной (наводнение, землетрясение, цунами и т.п.) или техногенной (антропогенной) катастрофы бессмысленно, поскольку они сопровождаются не только гибелью или утратой здоровья людей, их имущества и положения (что тоже является серьезным уроном), но и последующими социальными потрясениями для отдельного человека, региона, популяции.

Речь идет о природных «ваятелях» жизни (воздух, вода, биосфера и т.д.), «намерения» и последствия аномальных «действий» которых предугадать, а тем более управлять ими человечество научится нескоро. Нужно ориентироваться на опыт поколений и наработанные на настоящее время системы предупреждения возможной угрозы.

Но есть определенные направления, где человек не так уже беспомощен, чтобы не вмешаться в ситуацию. Существуют такие «изъяны» окружающей среды, с которыми человеку по силам справиться, и он сегодня это с успехом делает. Правда, слово «катастрофа» здесь уместно условно, поскольку с такими экологическими бедствиями, как недостаток йода, фтора, люди научились бороться достаточно успешно. Другое дело, когда ни сам человек, ни врач (что очень досадно) своевременно не заподозрят ту или иную беду и доведут состояние человека до катастрофического, поэтому следует помнить о существовании и этого закона.

4. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества

Противоречивый закон, который очень тесно переплетается с содержанием предыдущего. Он справедлив лишь постольку, поскольку человечество и окружающая среда (Природа!) в процессе эволюции обязаны жить и существовать вместе. И Природе как таковой вряд ли нужна «помощь» от человека, который родился и вырос из нее. Возможно, что этот закон в известной мере надуман.

5. Закон неизбежного отрицательного влияния загрязненной природной среды на здоровье населения

Этот закон очень созвучен уже описанному закону под номером 2. Вряд ли кто-то будет оспаривать утверждения о том, что «загрязнения» чего бы то ни было (воздуха, воды, пищи и т.д.) приносят пользу. Конечно, это безусловный вред.

Другое дело, что должна быть определенная дифференциация (и она существует) в понимании «загрязнения». Одна ситуация, когда люди, осознавая необходимость наличия тепловой электростанции (ТЭЦ) и получая от этого сосуществования положительный эффект (тепло в доме, горячее водоснабжение и т.д.), осознанно воспринимают и те негативные моменты, которые с этим сопряжены. Причем деятельность ТЭЦ узаконена соответствующими документами раз-

решительного толка, начиная с местных органов самоуправления и заканчивая Правительством России.

И совсем другое дело, когда в противовес всяким законам (или они соблюдены «на бумаге») и правилам не только попирается право Природы существовать в неизменном виде, но и подвергаются опасности здоровье, жизнь людей. Здесь необходимы самые жесткие меры пресечения такой деятельности.

6. Закон положительного влияния факторов природной среды на здоровье населения

Принципиальная установка этого закона вряд ли подлежит сомнению, так как если бы все было иначе, человек не появился бы на планете Земля.

Он постулирует «дозовый» подход к поддержанию всего живого, в том числе и человека. Он, человек, должен всегда обращаться и возвращаться к сущности тех общефилософских законов, которые уже рассмотрены ранее. Лишь один пример: еда — это благо для человека и условие его существования, процветания и т.д. Но еда (т.е. поглощение питательных веществ) может убить человека. И свидетельств этому более чем достаточно. Все должно быть в разумных пределах.

В то же время кто может оспаривать благоприятное влияние факторов чистого атмосферного воздуха в лесу, на берегу моря; чистой морской (речной, озерной и т.д.) воды? Конечно, никто.

В приведенных здесь законах очень явственно ощущается присутствие таких общефилософских категорий, как возможность и действительность. Именно они в лоне общефилософских (диалектических) и гигиенических законов ставят проблемы разрешаемости конфликта между стремлением человека быть здоровым и теми условиями, которые ему предоставляются для достижения этого стремления. Впрочем, далеко не большая часть населения Земли, включая Россию, охвачена этим стремлением и одна из стратегических задач гигиенической науки — воспитать и в последующем обеспечить эту ориентацию на здоровье, его сохранение и приумножение при обязательной гармонии с Природой.

Мы полагаем, что в арсенале «предметной методологии», безусловно, должны присутствовать обязательные атрибуты науки, перечень которых уже рассмотрен вгл. 1. Что касается терминов, наиболее близко стоящих к термину «методология», то здесь, конечно, в первую

очередь следует рассмотреть методы и методики, которые выделяют и определяют гигиену как самостоятельную оригинальную науку. Возникает вопрос о значимости методик как опознавательных знаков, «генов» любой науки, тем более такой, как гигиена, которая пользуется (и с успехом!) не только методиками, но и методами других наук и дисциплин.

Это неудивительно, ведь гигиена работает в пределах координат «здоровье человека — окружающая среда». И тем и другим объектом занимаются многие науки и, взаимно обогащаясь и развиваясь, охотно используют наработанные методики других наук, если они помогают найти ответы на поставленные вопросы. Поэтому гигиена, в свою очередь, не может уйти от такого заимствования.

Точно также обстоит дело и с методами. И не потому, что их у гигиены нет вообще или их недостаточное количество. Проблема состоит в том, что почему-то сложилась парадоксальная ситуация, когда в основательных руководствах, включая обстоятельные учебники по гигиене, не выделяют ее главный, стратегический метод профилактику (предупреждение). Это тем более парадоксально, что, во-первых, именно этот метод выделяет и определяет гигиену как самостоятельную науку и практику и, во-вторых, формирует в медицине целое самостоятельное направление — профилактическое. В какой-то мере исправляя эту историческую и гносеологическую несправедливость, еще раз подчеркнем, что гигиена как наука имеет свой стратегический метод — предупреждение (профилактику).

Именно он делает ее совершенно очерченной, самостоятельной и стройной наукой. Он, исключительно он, формирует особый склад врача-профилактика (санитарного врача), его сознание, мышление, образ поведения и даже жизни не только профессиональной, но и личной.

Завершая рассуждения о методологии гигиены, представим ее понятийный аппарат в виде пирамиды (рис. 2.1).

Как видно из рисунка 2.1, законы, методы и методики гигиены лежат на фундаменте общефилософской методологии, приближаясь и ассоциируясь с ее законами, понятиями, что подчеркивает уникальность гигиены как самостоятельной науки и практики. Одновременно такое достоинство гигиены подтверждает правомочность ее притязаний возглавлять самостоятельное направление в медицине — профилактическое.

Рис. 2.1. Методология гигиены

Оцените статью
yamedik
Добавить комментарий