Вакцинация — целенаправленное введение в организм человека заданного Аг в неагрессивной форме и в неагрессивных, но иммуногенных дозах с целью индукции защитного иммунного ответа и формирования иммунологической памяти для профилактики реального инфекционного заболевания в будущем. Ниже рассмотрены некоторые моменты, требующие внимания врача.
• Иммуногенность вакцинного препарата зависит от ряда параметров как собственно препарата, так и способа его введения в организм.
♦ Молекулярная масса: чем она больше, тем интенсивнее иммунный ответ; иммуногенность пептидов с молекулярной массой менее 2,5 кД крайне мала.
♦ Доза: для каждого Аг надо подбирать конкретные оптимальные дозы. Очень низкие и очень высокие дозы менее иммуногенны, чем средние. Что такое «очень» в весовых единицах, зависит от конкретного препарата.
♦ Путь введения в организм: наиболее интенсивен иммунный ответ при подкожном введении препарата, менее — при внутрибрюшинном, ещё менее — при внутривенном и пероральном.
♦ Агрегатное состояние препарата: более иммуногенны корпускулярные и денатурированные формы, чем растворимые и нативные.
♦ Адъюванты: медленное высвобождение иммуногена из композиции с адъювантом способствует более сильному иммунному ответу, чем быстрое рассасывание иммуногена из очага. Адъюванты, содержащие бактериальные вещества, как правило, существенно более эффективны, чем адъюванты, не имеющие отношения к бактериальным продуктам.
• Роль первичных рецепторов распознавания чужого. Сама возможность развития иммунного ответа конкретной особи на какой-либо Аг зависит ещё и от наследуемого репертуара первичных Рц распознавания чужого (PRR и TOLL) и якорных последовательностей молекул MHC. Учёт этих факторов и правдивый индивидуальный прогноз результатов вакцинации в настоящее время невозможен.
• Живые вакцины. Другая проблема скрыта в применении живых
аттенуированных (т.е. ослабленных — in vitro или на животных) вакцин. Дело в том, что аттенуированный в лабораториях, но живой микроорганизм, будучи «выпущен» в человеческую популяцию, продолжает эволюционировать в сторону возрастания патогенности (известны даже факты генетических рекомбинаций с другими микроорганизмами). Поэтому как бы ни хорош был защитный эффект живых вакцин, применяя их, никто не может реально прогнозировать персональный и популяционный риск неблагоприятных последствий для конкретного человека, даже если большинству других людей такая вакцинация не приносит ощутимого вреда.
• Отсутствующие вакцины. Традиционными методами изготовления вакцинных препаратов пока не удалось получить протективных вакцин против многих инфекционных заболеваний (в частности, большинства венерических, паразитарных, многих вирусных). Кроме того, многие применяемые вакцинные препараты — помимо целевого(ых) Аг(ов) — содержат значительное количество (до 90\%) примесей.
• Требования к вакцинам. Делом разработчиков вакцин должны стать разумное решение проблем и создание вакцинирующих препаратов, удовлетворяющих необходимым критериям:
♦ вакцина не должна быть источником побочной биологической опасности;
♦ вакцина не должна индуцировать патогенные иммунные процессы (типа усиливающих инфекцию АТ и др.);
♦ вакцина должна эффективно индуцировать протективный иммунитет;
♦ если целью вакцинации, напротив, является подавление какого-либо нежелательного иммунного процесса в организме, то вакцинный препарат должен индуцировать Аг-специфическую иммунологическую толерантность (т.е. ареактивность или делецию клона лимфоцитов);
♦ врач-иммунолог должен иметь возможность контролировать создание заданного иммунитета у человека с помощью лабораторных методов.
Специфическая иммунотерапия (СИТ) при аллергических заболеваниях (иммунизация специфическим аллергеном с целью изменения соотношения факторов лимфоцитарного иммунитета, индуцирующих патофизиологические реакции аллергических процессов) рассмотрена в главе 14.