Когда состояние признака определяется совокупным действием нескольких неаллельных генов, каждый из которых в силу диплоидности эукариот представлен в генотипе соматических клеток парой аллелей, причем действие этих генов характеризуется аддитивным (добавляющим, прибавляющим, кумулятивным: от англ.: additive — помогающий нарастить) фенотипическим эффектом, в поколениях организмов встречаются особи с разной степенью выраженности наблюдаемого признака, что зависит от суммарной дозы аллелей соответствующих генов.
Выше рассмотрен пример полигенного полимерного наследования такого признака, как степень пигментации кожных покровов человека, в развитии которого принимают участие четыре неаллельных гена (четыре пары аллелей). В развитие того, о чем в связи с этим примером уже говорилось (см. п. 4.3.3.1), отметим, что в браке мулата и мулатки, гетерозиготных по всем четырем генам (генотипы родителей одинаковы — Р1р1Р2р2Р3р3Р4р4) и вследствие этого образующих каждый 24=16 типов гамет, среди детей 1/256 часть характеризуется вероятностью иметь максимально пигментированную кожу, еще 1/256 часть — минимально пигментированную кожу, тогда как остальные — это дети с промежуточными значениями интенсивности пигментации кожных покровов (см. рис. 4.17).
Известны примеры, когда доминантные и рецессивные аллели полигенов обусловливают развитие разных вариантов признака. Так, в генотипе растения «пастушья сумка» присутствуют два гена, совместно контролирующих такой признак, как форма стручка. При скрещивании дигетерозигот по указанным генам (рис. 4.40) среди потомков наблюдается расщепление по фенотипу в отношении 15:1, где 15/16 потомства имеет от одного до четырех доминантных аллелей соответствующей пары генов (один фенотип), а 1/16 не имеет в генотипе доминантных аллелей вообще (другой фенотип).