IgE — гликопротеин с молекулярной массой 190 кДа и коэффициентом седиментации 8S. Аналогично другим иммуноглобулинам молекула IgE состоит из 4 цепей — 2 лёгких и 2 тяжёлых. Тяжёлые цепи е-типа, определяющие изотипическую принадлежность этого белка, содержат 5 доменов (1 вариабельный и 4 константных). При расщеплении папаином образуются Fc-фрагмент, содержащий 2 е-антигенные детерминанты, и 2 Fab-фрагмента, в которые входят связывающие антиген участки. Третичная структура Fc-фрагмента обеспечивает способность молекулы фиксироваться на высокоаффинном FcεRI-рецепторе мембраны тучных клеток и базофилов.
Высокоаффинный рецептор FcεRI для IgE состоит из α-, βи двух γ-цепей, из которых только α-цепь связывает IgE, α β- и γ-цепи участвуют в передаче сигнала при связывании IgE с аллергеном, что приводит в конечном итоге к высвобождению медиаторов из клетки. Низкоаффинный FcεRII-рецептор (CD23) экспрессирован на поверхности В-лимфоцитов, моноцитов/макрофагов, тромбоцитов и эозинофилов. Экспрессию рецептора усиливает ИЛ-4. Рецептор FceRII расщепляется с образованием растворимой формы (sCD23), сохраняющей способность связывать IgE и играющей регуляторную роль в образовании IgE. Естественные лиганды sCD23 — CD21, рецептор для вируса Эпштейна-Барр, известный также как рецептор для комплемента CR2, представленный на В-клетках, ДК и Т-лимфоцитах (см. табл. 3-2).
В результате всесторонних исследований регуляции образования IgE получены данные, позволившие раскрыть иммунологиче-
ские механизмы атопического фенотипа. Основную роль в переключении синтеза тяжёлых цепей иммуноглобулинов (см. главу 5) на тип e играет растворимый медиатор ИЛ-4. Кроме того, наряду с ИЛ-4 также необходим второй сигнал, обеспечиваемый прямым контактом с CD4+ Т-хелпером, а именно взаимодействие CD40 на активированных Т-клетках с рецептором для CD40 на В-клетках. Функциональный антагонист ИЛ-4 — ИФНу. Действуя на те же самые механизмы, он угнетает выработку IgE. Подавляют синтез IgE также ИФНα, ТФРβ, ИЛ-8, ИЛ-12 (рис. 13-2).
Известны 2 типа Т-хелперных клеток (Th1 и Th2), различающиеся по спектру вырабатываемых цитокинов: Th1-клетки вырабатывают ИЛ-2, ФНОа и ИФНу, тогда как Th2-клетки продуцируют ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6 и ИЛ-10. Th2-клеткам отводят ведущую роль в поддержании хронического воспаления. Именно с преобладанием у атопических индивидуумов Th2-клеток и образованием ИЛ-4 ассоциирована способность к гиперпродукции IgE, а с выработкой ИЛ-5 — пролиферация и активация эозинофилов. Образуемые активированными Th2-клетками ИЛ-4 и ИЛ-10 наряду со стимуляцией IgE-ответа оказывают угнетающее действие на Th1-хелперы. При этом отменяется контроль Th1-клеток за активностью
Рис. 13-2. Регуляция образования IgE у человека
Th2-лимфоцитов, осуществляемый посредством реципрокного действия ИФНγ. Вместе с выработкой ИЛ-4 это приводит к персистирующей гиперпродукции IgE при продолжающемся воздействии аллергена, что замыкает порочный круг заболевания.
В норме IgE-антитела играют важную роль в противогельминтной защите человека. В качестве эффекторных клеток в этом процессе участвуют эозинофилы, макрофаги и тромбоциты. Они связывают IgE и IgE-содержащие иммунные комплексы посредством FceRII-рецепторов и выделяют при этом активные метаболиты кислорода, лизосомальные ферменты, лейкотриены (LT) и ФАТ, атакующие возбудитель.
Уровень общего IgE в сыворотке может быть значительно повышен при АтД, коррелируя с тяжестью заболевания, при аллергическом бронхолёгочном аспергиллёзе (АБЛА), глистных инвазиях, микозах, некоторых лимфопролиферативных заболеваниях и др. У больных АР, БА или поллинозом содержание IgE может не превышать нормальных значений, в связи с чем уровень общего IgE в сыворотке не может служить специфическим чувствительным диагностическим тестом на наличие этих заболеваний.