ЗАБОЛЕВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Язвенная болезнь желудка, 12-перстной кишки и неспецифический язвенный колит, а также предрасполагающие к ним хронический гастрит и хронический энтероколит сопровождаются снижением количества лимфоцитов, общих CD3+-клеток, CD8+-лимфоцитов, нарушением баланса CD8+-лимфоцитов и CD4+-клеток, уменьшением функциональной активности CD3+-лимфоцитов. При этом содержание

CD19+ — клеток у больных чаще всего нормально или повышено, а число нулевых лимфоцитов и иммуноглобулины основных классов — увеличены. По-видимому, снижение функции CD8+-лимфоцитов способствует образованию аутоантител против слизистой оболочки пищеварительного канала и возникновению так называемого «порочного круга».

Неспецифический язвенный колит сопровождается разнонаправленными изменениями в иммунной системе. С одной стороны, у больных образуются иммунные комплексы, активируются К-клетки, обусловливающие антителозависимый киллинг, выявляется цитотоксичность у сывороточных IgG и лимфоцитов крови против эпителия толстой кишки, формируется гиперчувствительность замедленного типа (ГЗТ) на Аг нижнего отдела кишечной трубки и бактериальная сенсибилизация. С другой стороны, отмечается снижение функции CD8+-лимфоцитов, нормальное или уменьшенное количество CD3+- клеток, повышенное высвобождение гистамина и гепарина.

При некоторых формах хронического гастрита также выявляли антитела и сенсибилизированные лимфоциты к обкладочным клеткам и желудочному антигену, регистрировали снижение количества CD8+-лимфоцитов.

Хронический энтероколит сопровождается сенсибилизацией к аутомикрофлоре, уменьшением количества CD3+-лимфоцитов и повышением CD19+-лимфоцитов, падением уровня АТФ — основного источника свободной энергии для синтеза белка.

Динамика показателей иммунитета у больных язвой желудка и 12-перстной кишки в процессе традиционного лечения оказывается несущественной, относительное и абсолютное количество CD3+-кле- ток и нулевых лимфоцитов, а также концентрация практически не отличаются от исходного уровня. В этом, возможно, заключается одна из причин хронизации язвенной болезни и неэффективности консервативного лечения.

Доказано, что язвенное поражение гастродуоденальной зоны сопровождается расстройством обмена нуклеиновых кислот, а последние, как известно, обусловливают секрецию слизи и регенерацию клеток слизистой оболочки.

К этому следует добавить снижение концентрации цАМФ в слизистой рядом с язвенным дефектом и падение уровня 17-ОКС.

Установлено наличие прямой зависимости между содержанием рибонуклеотидов в сыворотке крови у больных и количеством зрелых

CD3+-лимфоцитов, IgA и обратной корреляции с уровнем незрелых предшественников нулевых лимфоцитов. За несколько недель до обострения патологии концентрация нуклеотидов РНК в крови резко падает, что обосновывает применение в терапии пациентов нуклеиновых препаратов.

Принципы лечения язвенной болезни в случае инфицирования кампилобактером включают фоновую эрадикационную «тройную» и «четверную» терапию: ингибиторы протонной помпы (омепразол) или Н2-блокаторы III поколения (лецедил, гастросидин, ульцеран, ульфамид) и комбинацию двух антибактериальных препаратов: метронидазола, амоксициллина.

Дополнительно назначают нуклеиновые препараты для замещения дефицита нуклеиновых кислот и модуляции иммунной реактивности: нуклеинат натрия по 0,5 г 2-3 раза в день в течение 3-4 и более нед; деринат по 0,5 мл внутримышечно 5 раз с интервалом в 4S ч; ридостин по 2 мл внутримышечно 5-10 раз через 2 дня. Основными мишенями действия препаратов являются CD3+-клетки, CD8+-лимфоциты, IgA, нуллеры.

Достаточно активны у больных тимусные препараты — тимактин, тимоген, тимоптин, имунофан, влияющие на Т-зависимые иммунные реакции и лимфоциты.

Показано применение синтетических модуляторов — левамизола, ликопида, диуцифона, полиоксидония в традиционных схемах, а также реализация магнитно-лазерной обработки крови и непосредственного облучения язвенного дефекта через эндоскопическую технику.

В принципе полезно назначение метаболических средств: метилурацила, пентоксила, рибоксина, оротовой кислоты.

Все диффузные заболевания печени делятся на три группы: гепатиты, фиброзы и циррозы. Причинами острых и хронических гепатитов в основном является вирусная инфекция (гепатиты А, В, ни А, ни В, С и др.), алкоголь, воздействие ядов и лекарств. Нарушение иммунной системы наиболее отчетливо проявляется при хроническом ХАГ. При данной патологии очень часто наблюдается дефицит CD3+-лим- фоцитов, увеличение уровня CD4+-лимфоцитов, уменьшение CDS+- клеток, избыточное накопление иммунных глобулинов в сыворотке крови, чаще всего IgA и IgG, образование АТ против липопротеидов печени человека или печеночного специфического Аг, снижение КонА-индуцированной супрессии CD3+-клеток, торможение РБТЛФГА, угнетение фагоцитарного звена, появление ЦИК, особенно при ауто-

иммунном ХАГ, блокирующих функцию CD8+-лимфоцитов.

Иногда, например, при инфильтрате печени при циррозах в ткани обнаруживаются естественные и антителозависимые киллерные клетки. Снижение количества CD3+-лимфоцитов свидетельствует о тяжести поражения печени, повышение уровня CD19+-клеток; развитие аутоиммунного процесса (сенсибилизации), увеличение количества CD8+-лимфоцитов косвенно диагностирует угнетение резистентности организма, а его снижение и увеличение содержания CD4+-лимфоцитов — говорит об аутоаллергии.

Клеточная сенсибилизация может сопровождать течение заболевания. Есть данные о том, что при хроническом активном гепатите и циррозе печени происходит сенсибилизация лимфоцитов к специфическим печеночным Аг, субклеточным компонентам гепатоцитов и Аг вирусов (наблюдается у 33,3-66,7\% больных).

При тяжелых формах поражения печени часто увеличивается уровень иммуноглобулинов всех классов или их отдельных фракций. При этом при активном гепатите в наибольшей степени повышается концентрация IgG, отчасти IgM. При первичном билиарном циррозе — IgM, при алкогольном поражении печени — IgA.

Расстройства иммунной реактивности при заболеваниях печени сопровождаются диснуклеотидозом — снижением уровня рибонуклеотидов в сыворотке крови.

Заболевания печени обусловливают и специфические изменения иммунной реактивности. Так, α-фетопротеин выявляется в сыворотке крови при гепатоцеллюлярном раке, в то время как при холангиоме и метастатическом раке печени он не определяется. Небольшое количество α-фетопротеина обнаруживается при остром и хроническом гепатите, циррозах. При данных патологических процессах концентрация α-фетопротеина увеличивается умеренно, в то время как при раке — в сотни раз.

При гепатите А Аг вируса определяется в кале, его концентрация в крови незначительна. Примерно 4-й нед от начала болезни в сыворотке крови могут обнаруживаться АТ к вирусу гепатита А, преимущественно в составе IgM. Сохраняются они в крови в течение нескольких месяцев, не более.

Поскольку вирус гепатита В имеет более сложное строение — три основных Аг: поверхностный (HBsAГ), ядерный, или сердцевидный (НВсАГ) и инфекционный (НВеАГ) спектр специфических изменений иммунного статуса при этом заболевании является более сложным.

Основной маркер гепатита В — HВsAГ (поверхностный) появляется в крови задолго до клинических признаков заболевания и циркулирует там в течение 2-S нед. Антитела к HВsAГ обычно появляются в конце периода реконвалесценции или через 3-4 мес от начала заболевания. В небольших титрах они могут циркулировать пожизненно.

При тяжелых формах гепатита В уже в периоде желтухи появляются АТ к HВsAГ. При вирусоносительстве они обнаруживаются преимущественно в составе IgG, тогда как при активном процессе — в составе IgM.

HВcAГ в крови обычно не определяется, но его можно обнаружить в ткани печени в разгаре болезни. Обнаружение АТ к этому Аг наблюдается при острой вирусной инфекции очень рано. Наличие их в составе IgM служит подтверждением активности инфекции и интенсивной репродукции вируса, а в составе IgG — отражает преимущественно период реконвалесценции или свидетельствует о перенесении данной инфекции в прошлом. HВсAТ могут длительно циркулировать в крови.

HВеAГ определяется одновременно с HВsAГ обычно рано, в инкубационном периоде. Через несколько дней после появления желтухи HВеAГ исчезает из крови и появляются АТ к нему, что свидетельствует о благоприятном течении острого вирусного гепатита В. При хронической форме инфекции в крови длительно обнаруживаются АТ к HВе- и HВс-AГ. Определение АТ в составе IgG свидетельствует о низкой репликации вируса, а в IgM — о значительной активности процесса.

Вирус гепатита С часто является причиной хронического гепатита и цирроза печени. Аг вируса HCV в крови не определяется ввиду его низкой концентрации (однако может быть обнаружена вирусная РНК с помощью ПЦР). АТ обнаруживаются через 6-S нед от начала заболевания и длительно циркулируют в крови. Их обнаруживают в 62-77\% случаев при хроническом активном гепатите, в 11-42 — при первичном билиарном циррозе, в 33-S6 — при аутоиммунном гепатите, в 67 при циррозе невыясненной этиологии. Выявление АТ к HCV- AГ в составе IgM свидетельствует об активности процесса, в составе IgG — о перенесении инфекции в прошлом.

Вирус гепатита D чаще является причиной вторичной инфекции при гепатитах В и С, ухудшая их клиническое течение, нередко вызывая обострение и прогрессирование патологического процесса. О присоединении HDV-вирусной инфекции свидетельствует обнару-

жение в крови у больных Аг данного возбудителя (редко), АТ против него. Обнаружение последних в составе IgM свидетельствует об инфицировании, в составе IgG — о вирусоносительстве.

Типовые ФРИС при заболеваниях печени оказались следующими: носительство HBs-Аг — эозинофилия, накопление высокоаффинных Т-лимфоцитов и активация спНСТ-теста третьей степени. При хроническом вирусном гепатите В — CD33-CDS3-IgA3+ — недостаточность CD3-клеток, CDS-лимфоцитов на фоне гипериммуноглобулинемии по классу ^А. При циррозах печени — IgG2+IgA+2-CD31- — накопление IgG и ^А, CD3-лимфопения. При хроническом холецистите — активация фагоцитоза и падение уровня CD19-клеток: ФП2+ФЧ2+CD191-.

Показаниями для назначения больным иммунокорригирующей терапии являются:

— хроническое активное воспалительное поражение печени (отсутствие улучшения клинических и биохимических показателей на протяжении 10 нед или морфологически идентифицированного цирроза печени);

— биохимические проявления активности:

а) увеличение уровня АлАТ в 10 раз выше нормы;

б) выраженная гипергаммаглобулинемия в виде пятикратного повышения верхнего предела нормы (выявленного повторно);

— гистологические признаки активности патологического процесса — умеренно выраженный или тяжелый с некрозом;

— препубертатный возраст.

В качестве иммунотропных средств применяются кортикостероиды, лейкинферон, другие препараты интерферона, левамизол, миелопид, кверцетин, бендазол, цианокобаламин, витамины В6, В9, Е, А, С, нуклеинат натрия, тимусные, полисахаридные препараты, пирацетам, гемодез, стимуляторы нуклеинового обмена.

Мишенями лейкинферона при хроническом холецистите оказались ПЯ2+CDS1TgM2+ — накопление юных гранулоцитов на фоне уменьшения уровня CDS-лимфоцитов и накопления IgM; низкоинтенсивного лазерного излучения — Лейк1+ЦИК1TgA1+ — лейкоцитоз, падение концентрации ЦИК, гипериммуноглобулинемия по IgA.

У пациентов с циррозами печени ключевыми параметрами при использовании гемодеза оказались РБТЛ3+CD31+CD191-, декариса — РБТЛ3+CD31+ IgG1+ , нуклеината натрия — РБТЛ3+CD32+IgG1-. Эти данные свидетельствуют в принципе об однотипной реакции иммунной системы на дифференцированную коррекцию при данном заболевании.

Оцените статью
yamedik
Добавить комментарий