ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ

Кожа постоянно подвергается воздействию различных внешних агентов и участвует в координации реакций организма на эти воздействия. Она рассматривается как орган, в котором развиваются локальные иммунные реакции и генерируются сигналы, направленные на вовлечение в ответ всей иммунной системы организма.

В отличие от периферических органов иммунной системы (селезенки и лимфатических узлов), от слизистых оболочек дыхательных и пищеварительных путей, имеющих значительные участки оформленной лимфоидной ткани, кожа не содержит больших структурных скоплений лимфоцитов. Здесь они осуществляют свои функции как пул клеток, постоянно циркулирующих с достаточно большой скоростью.

В реализации локальных кожных иммунных реакций участвуют СDЗ-лимфоциты, кератиноциты, дендритные клетки Лангерганса, ретикулярные клетки Гренстейна, эпидермиса и дермы. Взаимодействие СDЗ-лимфоцитов с кератиноцитами в зависимости от условий определяет тип иммунной реакции кожи на антигенный раздражитель — поликлональную Т-клеточную активацию, антигенспецифическую Т-клеточную пролиферацию или анергию, цитотоксичекие реакции. В реализации этих иммунных процессов участвуют выделяющиеся эпидермальными клетками цитокины — ИЛ-1, ИЛ-6, ФНО, ИЛ-7, ИЛ-8, гемопоэтические факторы роста, факторы роста эпидермальных клеток и фибробластов. Эпидермальные клетки продуцируют также неспецифические факторы, участвующие в развитии иммунных реакций — простагландины, лейкотриены, гидроперекиси жирных кислот, активаторы и ингибиторы плазминогена.

Клетки Лангерганса воспринимают антигенную информацию и предоставляют ее лимфоцитам, оказывают влияние на пролиферацию и дифференцировку Т-лимфоцитов дермы. После связывания Аг клетки Лангерганса мигрируют из эпидермиса в дренирующие лимфатические узлы, где они формируют кластеры с Т-лимфоцитами и индуцируют развитие различных форм иммунного ответа. Принципиально важно, что нанесенный на кожу Аг в норме индуцирует хелперный Т-клеточный ответ, а в отсутствие функционально активных клеток Лангерганса он вызывает развитие супрессорного эффекта. Среди Аг-представляющих ретикулярных клеток есть устойчивые к ультрафиолетовому облучению и другим воздействиям клетки Гренстейна, обладающие свойством взаимодействовать с СD8+-лимфоцитами.

В остром периоде грибовидного микоза развиваются типовые реакции иммунной системы — избыточное содержание СD8+-лимфоци- тов, ЦИК, дефицит содержания СD4+-лимфоцитов.

Реализация базового лечения — 4-6 курсов комбинированной полихимиотерапии (проспидин+преднизолон, фотрин+кортикостероиды) обусловливает общую супрессию клеточных параметров от фоновых значений — СD82-СDЗ1-(Лейк1-Лимф1-). Через три недели в числе диагностически значимых мишеней оказываются ЦИК1-СDЗ1-Лейк1-, после З-6 курсов — СD8+З-СDЗ2-Лимф1- с минимальным эффектом нормализации.

В случае дополнительного назначения больным тимусных препаратов наблюдается достоверное снижение исходно повышенной

концентрации ЦИК, стимуляция СD3+-клеток и СD4+-лимфоцитов. В более поздние сроки отмечается нормализация содержания общих лимфоцитов, СD3+- и СD19+-клеток, СD4+-лимфоцитов, СD8+-кле- ток.

Максимальная эффективность иммунокоррекции достигается уже после первого курса лечения. Далее, после 3-6 циклов она несколько снижается, но превышает значимость одного базового лечения.

У пациентов с саркомой Капоши регистрируется снижение уровня основных популяций лимфоцитов на фоне избытка ЦИК: СD31- СD191-ЦИК2+.

Один курс проспидия хлорида в числе прочих изменений обусловливает снижение количества клеток с супрессорными свойствами и увеличение содержания общих лейкоцитов и лимфоцитов.

Мишени комбинации проспидина с тимусным препаратом после первого курса и через 21 день существенно отличаются от традиционной терапии: СD82-Лейк1+Лимф1+ и СD82-ЦИК1-СD41+. Через 3-6 курсов мишени двух вариантов воздействия стали идентичными — СD82-ЦИК1-Лейк1+. Таким образом, в ранние сроки исследования использование иммуномодулятора принципиально меняет характер изменений иммунной реактивности, т.е. подавленный эффект тимактида, выраженный после первого курса, также снижается по мере увеличения срока и курсовой дозы препарата. Интегральная оценка эффективности иммунокоррекции показала ее наибольшую выраженность сразу после первого курса лечения и одинаково меньшую выраженность через 21 день и 3-6 циклов терапии.

Псориаз, или чешуйчатый лишай является одним из распространенных заболеваний кожи, которым страдают более 1-3\% населения. В патогенезе его лежат иммунопатологические процессы, в том числе аутоиммунные реакции.

Традиционное лечение включает гипосенсибилизирующие средства, 30\% тиосульфат натрия, 10\% глюконат кальция, антигистаминные препараты, препараты, повышающие сопротивляемость организма (пирогенал, биостимуляторы), витамины (В6, В12, А).

Иммуномодуляторы назначались по следующей схеме — ликопид в течение 10 дней по 10 мг два раза в день, 1,5\% раствор дерината по 5 мл внутримышечно, пять инъекций через 24 ч.

У больных с простым псориазом (ПП) в остром периоде регистрируется снижение содержания СD3+-клеток, СD4+-, СD19+-лимфоци- тов, повышение ЦИК, IgG, фагоцитарного числа и НСТ.

У больных с осложненным псориазом (ОП) все изменения оказались более выраженными: уменьшилось содержание СDЗ+-клеток, СDБ4+-, СD8+-, СD19+-лимфоцитов ЦИК, IgA, фагоцитарного числа,

НСТ.

Традиционное лечение при ПП не вызывает существенных изменений в содержании СDЗ+-, СD4+-, СD8+-лимфоцитов (исходное снижение) и сохраняет начальное увеличение СБ8+-лимфоцитов и фагоцитарной активности.

Дополнительное использование при ПП ликопида устраняет все нарушения, за исключением изменений содержания СD8+-лимфо- цитов и фагоцитарной активности. При ОП тот же препарат, хотя и обусловил некоторое изменение уровня СDЗ-лимфоцитов, ЦИК, IgA, фагоцитарного числа, но не до нормативных значений здоровых людей.

Деринат при неосложненном псориазе обеспечивает практически полную нормализацию иммунопатологии, но также не корригирует соответствующие изменения иммунного статуса при осложненном псориазе, хотя и в большей степени, чем ликопид. Комбинации двух воздействий оказались бесперспективными.

Показаны определенные изменения цитокинового статуса у больных. Так, в остром периоде болезни увеличена концентрация α-ФНО, ИЛ-1р и сывороточного ИЛ-6.

Традиционное лечение у больных ПП вызывает снижение уровня всех цитокинов, не доводя его, однако, до нормальных значений. Ликопид дополнительно уменьшает уровень α-ФНО, не влияя на другие цитокины. Деринат не действует на α-ФНО, но уменьшает ИЛ-1р и ИЛ-6 с достижением уровня нормы. Комбинация обоих воздействий устраняет все расстройства цитокинового статуса.

При традиционной терапии ОП без иммуномодуляторов происходило снижение содержание α-ФНО, ИЛ-1β, тогда как ликопид повышал содержание фактора некроза. Деринат или его комбинация с ликопидом снижали исходно повышенный уровень этих цитокинов, не доводя его до нормы и увеличивали содержание ИЛ-6.

Учитывая динамику составляющих иммунного, лабораторного и клинического статусов, наиболее эффективными для простой формы псориаза оказались ликопид или деринат, для осложненного течения — комплекс дерината с ликопидом и средствами базисной терапии.

В остром периоде заболевания у пациентов с микробной экзе-

мой обнаружено увеличение абсолютного количества лейкоцитов, сегментоядерных клеток, моноцитов, общих СDЗ-клеток, их регуляторных субпопуляций с хелперными и супрессорными свойствами. Изменения параметров В-звена были достаточно монотонными, отражая увеличенную продукцию IgM и IgG. Они сочетались с подавлением поглотительной способности фагоцитов (фагоцитарный показатель и число), угнетением метаболической активности нейтрофилов (спонтанный и активированный НСТ-тест).

В остром периоде глубоких пиодермий у больных регистрируется снижение уровня гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов, рост числа сегментоядерных клеток, дефицит СDЗ-лимфоцитов с подавлением функциональной активности (РБТЛФГА), недостаточность количества СD4+-, СD8+-клеток, IgA. Одновременно у страдающих пиодермией документировано увеличение концентрации IgM и IgG, ЦИК, что сочеталось с угнетением поглотительной способности фагоцитов и активацией метаболизма нейтрофилов. В целом данная патология привела к супрессии Т-зависимых иммунных реакций, дисиммуноглобулинемии, дисбалансу фагоцитоза.

Также при данном заболевании отмечалась повышенная сенсибилизация к аллергенам гемолитического стафилококка и к Аг эпидермиса и ткани почек, что свидетельствует о наличии достаточно выраженных аутоиммунных процессов.

Базовая терапия недостаточно эффективна в плане устранения иммунных расстройств, т.к. у пациентов отмечена лишь тенденция к стимуляции уровня СD4+-лимфоцитов, общих СDЗ-лимфоцитов, фагоцитарного показателя и снижение концентрации ЦИК.

Поэтому рекомендовано дополнительно назначать больным иммунотропные воздействия — тимусные препараты, аутогемотерапию, энтеральные сорбенты, ридостин.

Наиболее активен в этом плане ридостин, затем тимусные препараты и аутогемотерапия, далее энтеральные сорбенты.

Аллергические васкулиты кожи являются тяжело протекающими, часто рецидивирующими, резистентными к проводимой терапии заболеваниями, в патогенезе которых имеются иммунопатологические процессы.

При поверхностных и глубоких васкулитах в остром периоде заболевания обнаруживается увеличение (от уровня нормы) количества общих СDЗ-лимфоцитов, активных Т-лимфоцитов, СD4+-лимфо- цитов; содержание СD8+-лимфоцитов снижается, уровень СD19+-

лимфоцитов, иммунных комплексов в сыворотке крови достоверно увеличивается (примерно одинаково) при обеих нозоформах.

При анализе фагоцитарного звена обнаруживаются определенные различия. Так, при поверхностном васкулите поглотительная способность нейтрофилов повышается, а метаболическая активность этих клеток подавляется. При глубоком васкулите стимулируются оба механизма неспецифической защиты.

Формула расстройства иммунной системы при повреждении мелких сосудов кожи имеет вид CD11вз+IgMз+Тз+, при вовлечении в патологический процесс глубоких сосудов она несколько меняется — CD193+IgM3+CD11в3+.

Оцените статью
yamedik
Добавить комментарий