Эпоха Возрождения и революционные преобразования в идеологии и биологии

В период упадка феодализма (XVI-XVIII века) были воскрешены лучшие творения античных ученых. Этому способствовали рост производительных сил, открытие и разработка полезных ископаемых, развитие торговли и путешествий, что, естественно, совершалось не мирным путем, а в ожесточенной борьбе классов, государств и эксплуататорской верхушки. Переход от феодализма к капитализму происходил неодновременно. Например, в Италии период Возрождения приходится на XIV век, в Англии и Голландии — на XVI-XVII века, во Франции — на XVIII век, в Германии — на XIX век, в России — на XIX-XX века*.

* (История биологии с древнейших времен до начала XX века. «Наука». М., 1972.)

Для эпохи Возрождения характерно то, что, начиная с XVI века, в умах людей стало созревать мнение о несостоятельности, косности, лженаучности теологии, схоластики, абсурдности божественного происхождения мира и человека. Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой… Теперь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании»*. Только когда был оставлен схоластический подход к науке, стал возможным прогресс во многих областях знаний, подъем духовной и культурной жизни человечества. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености … И исследование природы совершалось тогда в обстановке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно: ведь оно должно было еще завоевать себе право на существование»**. Особенно значительные успехи сделали механика, астрономия, математика и анатомия, что необходимо связать с именами Леонардо да Винчи, Везалия, Коперника, Галилея, Джордано Бруно, Ньютона, Ломоносова и многих других. Практически ученым приходилось начинать все заново, так как накопленных знаний было мало.

* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 22, с. 307.)

** (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 2, с. 346-347. )

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Андрей Везалий (1514-1564)
Андрей Везалий (1514-1564)

Огромное значение для развития науки в Средние века имело изобретение И. Гутенбергом книгопечатания. Начиная от середины XV века и до начала XVI века было отпечатано около 30000 книг. Среди них «История животных» Аристотеля, труды Плиния, Альберта Великого и многих других, оказавших определенное влияние на психологическую перестройку умов.

В связи с запросами науки открываются флорентийская Академия дель Чементо (XVII век), английская Академия наук (1662), Парижская (1700), Берлинская (1724), Петербургская (1724), Стокгольмская (1739), Мюнхенская (1745). Создаются многочисленные обсерватории, ботанические сады, музеи, университеты, организуются научные общества, перед которыми ставятся определенные научные задачи в соответствии с требованиями практики. В Петербурге открывается Петром I «Кунсткамера» (1714), в Лондоне (1753) — Британский музей. Организуются библиотеки: в Париже (1595), в Берлине (1661), в Петербурге (1714), в Лондоне (1773) и др., являющиеся сокровищницами человеческих знаний. Развитие механики и техники, изобретение микроскопа, барометра, термометра и других приборов способствовали развитию наук, в том числе медицины и анатомии.

Только через два столетия, когда влияние церкви на общественную мысль ослабло, профессор Болонского университета Беронгарио де Карпи в 1521 г. вскрыл более 100 трупов и сделал комментарии к анатомии Мондинуса. По обвинению в вивисекции людей де Карпи был изгнан из университета.

Особое место в науке, в частности в анатомии, принадлежит Леонардо да Винчи (1452-1519) — художнику, ученому, механику, философу. Как художник он занимался пластической анатомией и сделал много точных рисунков мышц (рис. 4), костей и внутренних органов у человека и животных. Все это свидетельствует о том, что он вскрывал и изучал их трупы. Леонардо да Винчи близко подошел к пониманию кровообращения. К сожалению, его анатомические труды не были известны современникам и не оказали существенного влияния на последующие поколения медиков, но его работы свидетельствуют о периоде великих дерзаний ученых эпохи Возрождения.

4. Анатомический рисунок Леонардо да Винчи
4. Анатомический рисунок Леонардо да Винчи

Яков Сильвий (1478-1555) вскрывал трупы. Он описал латеральную борозду мозга, венозные клапаны, червеобразный отросток кишки, печень, но руководствовался идеологией учения Аристотеля и Галена. Сильвий был известный врач один из сторонников учения Галена, учитель многих анатомов, в том числе и реформатора анатомии Везалия.

Андрей Везалий (1514-1564) родился в семье бельгийца — придворного аптекаря Карла V. После поступления в Лувенский институт в 1533 г. он поехал в Париж, чтобы учиться и слушать прославленного врача и анатома, Сильвия. Лекции Сильвия читались по учебнику Галена, что не удовлетворяло пытливый ум Везалия. По этому поводу он писал: «Мое изучение анатомии не было бы никогда успешным, если бы я, когда работал и учился в Париже, удовольствовался только бы тем, что мне и моим товарищам студентам просто показывали внутренние органы совершенно неопытные варвары, и то самым поверхностным образом. Я должен был сам приложить свои руки к этому делу»*. Везалию в Париже все же удалось сделать полное препарирование трупа, а изучение внутренних органов сводилось только к беглому осмотру. Анатомию костей ему удалось изучить довольно подробно на препаратах, собранных на старых кладбищах. Через 3 года Везалий вернулся в Лувен, а в феврале 1537 г. уехал в Венецию, где правительство было более прогрессивно и поддерживало развитие науки и культуры. Уже в декабре 1537 г. ему присудили звание доктора медицины, разрешили публичное вскрытие трупов и преподавание анатомии и хирургии. В Падуанском университете Везалий заведовал кафедрой анатомии. С этого момента он стал излагать анатомию на основании того, что наблюдал при вскрытии, уже не доверяя авторитетам. После 5-летней утомительной работы с разлагавшимися трупами (в те времена их не умели бальзамировать) он в 1542 г. закончил труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, прекрасно иллюстрированный художником Стефаном Калькаром. Эта работа переведена на русский язык в 1950-1954 гг. Работа Везалия должна была убедить весь мир в том, что схоластическая анатомия Аристотеля и Галена не может служить основой медицины. Анатомия Везалия, созданная по материалам препаровки трупов, содержала и некоторые физиологические объяснения. Однако Везалию не удалось разобраться полностью во многих вопросах функции органов, в том числе и кровообращении.

* (Везалий A. Opera omnia. — Труды Казанск. мед. ин-та, 1934, т. 5-6.)

После издания в 1543 г. книги многие медики, в том числе учитель Везалия Сильвий, создали ему оппозицию. В 1555 г. анатомия Везалия была переиздана с некоторыми дополнениями.

Работы Везалия явились основой современной анатомии. Его данные способствовали развитию физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии.

После ухода Везалия из университета в Падуе кафедру 2 года возглавлял Калумбус, а с 1551 г. — Фаллопий (1523-1562), любимый ученик Везалия, наблюдательный и пунктуальный. Он дополнил работу своего учителя точным описанием мышц, костей, половых органов. Полученные Фаллопием данные были изложены в книге «Анатомические наблюдения», которая получила одобрение Везалия, находившегося в то время в Испании и не имевшего возможности заниматься анатомией. В XVI-XVII веках многие анатомы внесли существенные дополнения в учение о строении человека, Евстахий уточнил строение зубов, органа слуха и почки, Фабрицио изложил многие детали строения мышечной системы, Глиссон подробно изучил макроскопическое строение печени, Виллис дополнил данные по анатомии центральной нервной системы, в том числе описал артериальное кольцо мозга. Евстахий, Азелли, Пекэ, Бертолини опубликовали некоторые данные о лимфатической системе («млечные сосуды»).

Исключительно ценными для становления анатомии и физиологии были исследования ученика Галлилея Борелли (1608-1679) — основоположника учения о физиологии движения. В работе «О движении животных» (1681), опубликованной после его смерти, разобраны механизмы построения различных движений человека и животных. Эти данные вместе с данными об открытии кровообращения Гарвея заложили основы функционального направления в анатомии.

Оцените статью
yamedik
Добавить комментарий