Осмысливая происхождение человека, Ч. Дарвин придавал большое значение таким факторам антропогенеза, как изменчивость телесных и психических свойств предков человека, естественный половой отбор.
Современные представления сводятся к пониманию того, что люди являются продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали других животных, однако с учетом специфики человека должны были действовать и специфические факторы антропогенеза. Основы учения о специфических факторах антропогенеза были заложены Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1871-1878). Считая, что появление человека не служит лишь ступенью в эволюции природы, ибо с человеком возникает новая сила в виде труда, который, воздействуя на природу, не только изменяет ее, но изменяет и человека, Ф. Энгельс назвал важнейшим специфическим фактором антропогенеза труд. По Ф. Энгельсу, труд отделил человека от животных, а люди благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга стали обладать способностью выполнять усложняющиеся операции, ставить перед собой каждый раз все более высокие цели и достигать их.
Новая аргументация в объяснении причин, заставивших австралопитеков прибегнуть к труду, подтверждает заключения Ф. Энгельса о роли труда. В частности, сейчас предполагают, что имевшие в плейоцене место бурные тектонические процессы, активный вулканизм, горообразование, землетрясения и другие факторы привели в Восточной Африке к обнажению урановых руд и повышению уровня ионизирующей радиации. Являясь мутагенным фактором, ионизирующая радиация индуцировала мутации австралопите- ков, которые в совокупности сделали предков настолько слабыми, что они оказались неспособными добывать пищу животными методами. Единственным в этих условиях путем выжить был переход части австралопитеков от использования камней и палок к изготовлению более совершенных орудий нападения и защиты. В после- дующем изготовление орудий обеспечило древнейшим людям выход на господствующее положение в природе. Поскольку для общения необходим был язык, то в головном мозге развивались теменные и лобные доли (центры речи), совершенствовались анализаторы.
Однако изготовление эффективных орудий возможно было только на основе навыков, наследуемых от предыдущих поколений, что вело
к повышению роли и значения в первобытных сообществах людей старшего поколения, хранящих опыт изготовления орудий, охоты и т.д. Чем лучше охранялись слабые, тем больше оставалось шансов на выживание. Видимо, в этот период стала прекращаться внутривидовая борьба, падать значение естественного отбора. Напротив, важным фактором антропогенеза становились возникавшие социальные закономерности. Таким образом, создав социальные отношения в группах древнейших и древних людей, естественный отбор уступил место социальным факторам. В борьбе за существование стали побеждать не только те, что были самыми сильными, но и те, которые охраняли слабых (стариков, женщин, детей). В результате этого в борьбе за существование стали лидировать те группы или племена, в которых больше заботились о поддержании стариков, ибо последние сохраняли опыт в изготовлении орудий, поиск мест охоты и съедобных растений, ориентировку на местности и т.д. Следовательно, если у ранних австралопитеков в основном действовал естественный отбор особей, лучше владеющих руками, а также отбор на повышение роли орудийной деятельности, то в возникновении Н. habilis большое значение имел альтруизм, ставший фактором эволюции и дававший многие преимущества в условиях коллективной жизни. Возникновение социальной среды стало необратимым. Популяции, лучше изготовлявшие и использовавшие орудия, вытесняли отстающие популяции в райо- ны, менее благоприятные для жизни, что вело к их уничтожению.
Определенное значение в антропогенезе имела мясная пища, которая стала, по существу, самостоятельным фактором антропоге- неза. Как предполагают, австралопитеки были хищными существами. Н. habilis со своими орудиями оказался более опасным хищником и для самих австралопитеков. Возможно, что уже на этой стадии возник каннибализм. Современные представления о роли этого фактора сводятся к тому, что употребление мяса обеспечивало предков современного человека незаменимыми аминокислотами, которых нет в пище из растений.