Первоначально главный комплекс гистосовместимости (MHC) был открыт в опытах по пересадке органов как некий значительный по размеру комплекс генов, от которых больше, чем от других генов, зависит скорость отторжения трансплантата.
Законы трансплантации, описанные в 1912 г. Георгом Шёне в книге «Гетеропластическая и гомопластическая трансплантация».
• Аллогенные и ксеногенные трансплантаты всегда отторгаются.
• Аутологичные (донор и реципиент — один и тот же организм) и сингенные (антигены MHC донора и реципиента одинаковы) трансплантаты приживаются.
• Гибриды 1-го поколения — F1 (P1xP2) — не отторгают трансплантаты обеих родительских линий (P1, P2), однако каждая из родительских линий отторгает трансплантат от гибрида (это свидетельствует о кодоминантности в гибридах экспрессии генов, кодирующих продукты, служащие мишенью при отторжении). Кодоминантность означает, что экспрессируются аллели на двух гомологичных хромосомах (т.е. от каждого из родителей):
AA x BB → AB,
где А и В — аллели, перешедшие к гибриду F1 от родителей (Р1 и Р2 соответственно).
• При обратном скрещивании (F1 x P1 или F1 x P2) 50\% потомства быстро отторгают трансплантат от второй родительской линии (при трансплантации кожного лоскута быстрое отторжение наступает на 8-е сутки). Из этого по законам менделеевской генетики следует, что быстрое отторжение контролирует один локус. Его-то и назвали главным комплексом гистосовместимости.
AB x AA → AA, AA, AB, AB.
Механизмы отторжения. В отторжении трансплантата участвуют αβT-лимфоциты, хотя они и отобраны позитивной селекцией в тимусе для распознавания антигенов только в комплексе со свои-
ми молекулами MHC, а на трансплантате экспрессированы чужие MHC. Дело в том, что 1-10\% T-лимфоцитов «ошибаются», принимая чужие молекулы MHC за свои (что называют перекрёстной реактивностью), и индуцируют иммунный ответ против «изменённого» своего.
Следует иметь в виду, что в процессе формирования репертуара Т-клеточных рецепторов в результате случайной перегруппировки генных сегментов возникают и способные отвечать на молекулы MHC. Иными словами, в репертуаре Т-лимфоцитов есть клетки, способные распознать любой MHC человека и при контакте с ним запустить иммунный ответ.
Поликлональная активация. Активация T-лимфоцитов в этом случае поликлональна, поскольку MHC выступает здесь не в качестве «рамки» для антигена, а служит собственно объектом распознавания. Именно поэтому молекулы MHC были открыты как главные «виновники» отторжения трансплантата.
Минорные антигены гистосовместимости. Существуют и так называемые минорные антигены гистосовместимости. Ими могут стать практически любые белки трансплантата, подвергнувшиеся катаболизму и презентированные на мембране клеток в комплексе с молекулами MHC-I.
Типирование по всем белкам организмов донора и реципиента провести невозможно, поэтому даже при самом тщательном подборе донора и реципиента по MHC может встретиться минорный антиген (или несколько антигенов), вызывающий отторжение трансплантата.
Трансплантация костного мозга. Особый случай — пересадка костного мозга или органов и тканей, содержащих много профессиональных АПК. На этих клетках присутствуют все костимуляторные молекулы, необходимые и достаточные для продуктивной активации T-лимфоцитов. Именно поэтому при пересадке кроветворных тканей отторжение MHC-совместимого трансплантата может произойти быстрее, чем MHC-несовместимого, поскольку T-лимфоциты реципиента будут эффективнее работать с АПК донорского происхождения (как с «родными» по MHC). Кроме того, лимфоциты донора могут начать атаковать клетки организма реципиента, вызывая реакцию «трансплантат против хозяина».